В ходе мероприятия были подведены итоги 2020 года, обсуждены перспективные направления работы службы и даны поручения на 2021 год.
Заместитель Председателя Правительства Александр Новак принял участие в итоговом заседании коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В ходе своего выступления на заседании Александр Новак подчеркнул важную роль Ростехнадзора и его инспекторов в экономике страны, а также успешное исполнение обязанностей и ранее намеченных на 2020 год планов: «По всей стране здесь трудится более 7 тысяч человек, от них зависит многое, в том числе реализация послания Президента, они значат многое для успешного функционирования экономики. В прошедшем 2020 году сохранилась тенденция по снижению аварийности и травматизма, количество аварий уменьшилось за последние 10 лет на 64,2%, а количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 59,1%».
Существенный вклад в системное снижение аварийности и травматизма, по его словам, внёс переход Ростехнадзора в 2014 году на риск-ориентированный подход. «На мой взгляд, совершенно обоснованно предложение Ростехнадзора по дальнейшему расширению применения риск-ориентированного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности. Наша с вами задача – обеспечить стабильность функционирования инфраструктуры и минимизировать риски тяжёлых аварий и чрезвычайных ситуаций, сопряжённых с гибелью и травматизмом людей, воздействием на окружающую среду, иными тяжёлыми последствиями. Необходимо продолжать мониторинг ситуации, анализ причин аварий, нарушений и подготовку предложений по системному решению этих вопросов», – подчеркнул вице-премьер.
Не менее важным инструментом по снижению аварийности, а также административной нагрузки на юридических лиц является поступательная работа Ростехнадзора по внедрению на поднадзорных предприятиях цифровых инструментов дистанционного контроля за состоянием промышленной безопасности, продолжил Александр Новак. Он напомнил, что в соответствии с решением Правительства с февраля 2021 года по декабрь 2022 года проводится эксперимент по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности.
«В мире очевиден тренд на внедрение цифровых технологий, использование больших баз данных, искусственного интеллекта. Такая задача стоит перед всеми ФОИВ, службами и агентствами, и здесь Ростехнадзор должен идти вперёд. Необходимо создавать интегрированную систему управления и контроля. Заявленный эксперимент абсолютно отвечает этим современным тенденциям и заслуживает распространения на деятельность других контрольно-надзорных органов. В перспективе считаю необходимым двигаться в сторону интеграции с информационными системами других ФОИВ и служб, как минимум с системами Росприроднадзора, Роснедр, Росводресурсов, Росгидромета, МЧС. Задача ближайшей перспективы – формирование интегрированной системы», – добавил вице-премьер.
Отдельное место в проводимой работе в течение 2020 года заняла «регуляторная гильотина» в частности и комплексная работа по устранению административных барьеров в целом. Вице-премьер рассказал, что были отменены устаревшие или содержащие избыточные требования акты Правительства, взамен – утверждены новые нормативные документы. Так, в 2020 году по итогам реализации «гильотины» было отменено 16 актов Правительства и 132 ведомственных акта Ростехнадзора.
«Благодарю вас, что вы с этим успешно справились. Теперь вопрос ближайшей перспективы – подготовка новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Вижу очевидным участие Ростехнадзора в этом процессе в части подготовки соответствующих разделов проекта документа», – подчеркнул Александр Новак.
Вместе с тем текущее состояние советского промышленного наследия, необходимость обеспечения безопасного функционирования крупных промышленных объектов в Арктической зоне заставляют крайне внимательно отнестись к вопросам обеспечения безопасного функционирования этих объектов и осуществления прав граждан на благоприятную окружающую среду, заметил вице-премьер.
«Сегодня очевиден общественный запрос на обеспечение безопасной работы промышленных предприятий, необходимость повышения мер ответственности собственников по поддержанию объектов в надлежащем состоянии. Наша с вами задача – осуществлять мониторинг текущего состояния объектов, не допускать функционирования объектов, находящихся в ненадлежащем состоянии, вовремя принимать меры реагирования. Особенно значим мониторинговый подход для объектов, находящихся в зоне вечной мерзлоты, с учётом уязвимости экосистемы и длительных сроков её восстановления», – добавил он.
В связи с этим Александр Новак дал поручение Ростехнадзору проработать предложения по возможным подходам к мониторингу состояния объектов, моделям реагирования в случае обнаружения рисков чрезвычайных ситуаций. «Полагаю, что и собственники промышленных предприятий будут заинтересованы в функционировании интегрированных систем мониторинга, ведь наша общая задача – обеспечить безопасность и безаварийность работы предприятий. В этом же контексте прошу вас крайне внимательно отнестись к исполнению поручений Совета Безопасности, данных в связи с аварией в городе Норильске Красноярского края», – подчеркнул вице-премьер.
Не менее важным направлением работы службы остаётся продолжение реализации национальных проектов в части развития инфраструктуры, продолжил Александр Новак.
«Ростехнадзор принимает участие в реализации крупных инфраструктурных проектов, задач комплексного плана и иных стратегических документов верхнего уровня в части развития инфраструктуры. В этой связи прошу вас, коллеги, быть объективными, оперативными и включёнными в процесс реализации крупных государственных задач», – добавил он.
Говоря о проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении бизнеса и иных юридических лиц, Александр Новак напомнил о необходимости поддержания комфортного взаимодействия как с центральным аппаратом, так и с территориальными органами Ростехнадзора. «Необходимо обеспечивать прозрачные процедуры взаимодействия с юридическими лицами, учитывая цифровые технологии. При этом проверки должны носить преимущественно плановый характер. И инспектора, и юридические лица должны готовиться к мероприятиям, надзорные мероприятия не должны парализовывать деятельность юридических лиц. В то же время результаты проверок не должны появляться в публичном пространстве до их завершения», – сказал он.