В Москве прошла VI Международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности – 2020», ставшая продолжением серии профессиональных мероприятий, направленных на формирование предложений по развитию транспортно–логистического рынка и повышению эффективности грузовых автомобильных перевозок.
Отсечь все лишнее
1 января 2021 года в соответствии с поручением Президента России посредством механизма «регуляторной гильотины» все нормативные правовые акты, действовавшие на протяжении последних десятилетий, утратят силу. Эти документы либо подвергнутся существенным изменениям, либо полностью ликвидируются. Основная задача нововведений – снять излишнюю нагрузку на все отрасли жизнедеятельности государства. В том числе как на транспортную в целом, так и на сектор автомобильных грузовых перевозок в частности. Об этом, открывая сессию конференции «Государство и рынок в период кризиса», сообщил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей. Он отметил, что на данный момент работа по подготовке новой нормативной базы находится в завершающей стадии, и после отмены действия устаревших правовых актов основная цель будет состоять в недопущении пробелов в правовом регулировании.
– Перед нами была поставлена задача по переформатированию регулирования отрасли, которое пока что основывается на 9 постановлениях Правительства РФ и 31 приказе Минтранса России, – пояснил Алексей Бакирей, – но с 1 января 2021 года эти постановления либо полностью прекратят свое действие, либо будут изменены. В частности, речь идет о постановлении Правительства РФ № 272, касающемся правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Переиздание этого документа находится в завершающей стадии. Есть, правда, один вопрос, связанный с растениеводством и животноводством. Казалось бы, какое отношение имеет эта тема к «регуляторной гильотине»? Между тем есть норма, которая имеет непосредственное отношение к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, и поскольку этот вопрос находится на стыке транспорта и сельхозтоваропроизводителей, необходимо найти компромисс, чтобы на завершающей стадии подготовки документа удовлетворить потребности обеих сторон. Хочу подчеркнуть, что мы близки к решению этого вопроса.
Еще один документ, который 1 января 2021 года утратит силу, это постановление Правительства РФ № 730, утверждающее положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Здесь тоже имеют место пока еще не решенные вопросы, которые к концу текущего года будут урегулированы, а в дальнейшем станут составляющими нового федерального закона.
С 1 марта 2021 года подлежат отмене правила технического осмотра транспортных средств, в которых допущена ошибка в отношении формы диагностической карты. Правда, через соответствующий акт правительства она была устранена, тем не менее есть проблема более сложного характера. Касается она нарушения норм в отношении периодичности прохождения технического осмотра грузовых автомобилей. Вопрос этот должен решаться не на уровне правительственного акта, а на уровне федерального закона.
Алексей Бакирей выразил надежду, что Минтранс России совместно с МВД, Минэкономразвития, которое, кстати, и предложило ряд мер по реформе техосмотра, смогут устранить дополнительную нагрузку на перевозчиков, связанную с подтверждением соответствия грузового транспортного средства требованиям технического регламента и основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Подлежит изменению или отмене также целый блок подзаконных актов на уровне приказов Минтранса России. Например, приказ о режиме труда и отдыха, имеющий достаточно солидный возраст. Действует он с 2004 года и на протяжении всех 16 лет между профсоюзами и работодателями неоднократно возникали дискуссии, которые практически всегда оставались незавершенными. Настало время отработать механизм, способствующий поиску компромисса в удовлетворении интересов сторон.
– С учетом новых подходов по формулированию обязательных требований нами был подготовлен пакет законопроектов, которые, на наш взгляд, должны систематизировать правовое регулирование, исторически сложившееся в сфере автомобильного транспорта, – отметил Алексей Бакирей. – Речь о пока что отсутствующем федеральном законе, который помог бы увязать различные аспекты правоотношений в сегменте автотранспорта. Подобные документы, а это соответствующие кодексы, есть в гражданской авиации, торговом мореплавании, на водном транспорте. Направлены они на регулирование правоотношений, возникающих в гражданско–правовой, административной сферах, в трудовых отношениях.
Разработанный Минтрансом России проект федерального закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте» вовсе не предполагает кодифицировать все нормы автомобильного транспорта в одном документе. Отмена законов, действующих на пассажирском транспорте, или ликвидация Устава автомобильного транспорта вовсе не планируется. Задача – очистить всю эту документацию от всего, что не связано с гражданско–правовыми отношениями.
Алексей Бакирей затронул также весьма актуальную тему цифровых технологий для грузовых автоперевозок. Речь, в частности, зашла о внедрении электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) в автомобильных грузовых и пассажирских перевозках. Существующий механизм оформления транспортной накладной и путевого листа требует от всех участников рынка перевозок существенных временных и финансовых затрат. Перевод же их в «цифру» обеспечит качественно новый уровень документооборота, что для бизнеса означает сокращение затрат, а для государства – прозрачность контроля. Как предполагают разработчики нового документа, система ЭТрН и ЭПЛ также найдет отражение в новом законе об автомобильном транспорте.
От бумаги – к «цифре»
Внедрению ЭТрН и ЭПЛ в рамках сессии «Цифровая трансформация» уделил внимание и генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных. Он отметил, что инициированный Минтрансом России проект является одним из самых важных в рамках цифровизации транспортной отрасли России.
Внедрение цифрового документооборота при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок обусловлено рядом проблем, связанных с бумажным оформлением первичных перевозочных документов. Среди них неправильное заполнение транспортной накладной, отсутствие ее оригинала и долгий период взаиморасчетов из–за ожидания этого оригинала. Нередки случаи потери накладной, отказ контрагента от заполнения ее разделов, существенные издержки, связанные с ведением бумажного документооборота, отсутствие контроля за исполнением действующего законодательства. Серьезные проблемы вызывает также низкая квалификация грузоотправителя и безответственность при предоставлении информации, излишнее число посредников между грузоотправителем и перевозчиком, отсутствие трудовых отношений между водителем и перевозчиком, отказ от оплаты перевозки клиентом при неправильном оформлении транспортной накладной и т. д.
– Трудозатраты по хранению и ведению бумажного документооборота для средних и крупных компаний могут составлять до 2% от выручки, – подчеркнул Алексей Двойных. – Еще одной проблемой является отсутствие информации о непринятом товаре в режиме реального времени. Особенно это касается скоропортящихся продуктов. Кроме того, существуют проблемы, которые прямо или косвенно связаны с оформлением путевых листов. А именно – отсутствие системы контроля за исполнением действующего законодательства, недобросовестная конкуренция среди перевозчиков за счет несоблюдения законодательства.
Сейчас ЭТрН используются лишь по договоренности между различными коммерческими компаниями. Такая накладная пока что служит вспомогательным документом для ускорения транспортно–логистических процессов и взаиморасчетов. Существенным барьером для массового применения ЭТрН являются информационные разрывы между федеральными органами исполнительной власти и бизнесом. Нет системы централизованного учета юридически значимых данных ЭТрН и ЭПЛ. Данные о перевозках формируются локально в информационных системах участников перевозок и операторов электронного документооборота. При этом у федеральных органов исполнительной власти нет доступа к этим данным.
Задачи цифровизации бумажных документов состоят в том, чтобы отточить все действия по загрузке и передаче данных всем заинтересованным структурам, прописать процессы с учетом самых разных ситуаций при перевозках, чтобы обеспечить массовый переход на электронный документооборот, выработать решения по интеграции автомобильного с другими видами транспорта.