Муниципальный контроль оказывает заметное влияние на различные сферы общественной жизни, это и земельные отношения, и благоустройство, и архитектурный облик населенных пунктов, а также качество окружающей среды, развитие малого бизнеса и другие сферы, напрямую связанные с жизнедеятельностью граждан.
А сейчас он, не отрывная, важнейшая часть регуляторной политики государства, контрольно-надзорной реформы, и, ему уделяется пристальное внимание.
Однако в настоящее время эффективному осуществлению муниципального контроля мешает ряд сложностей – и отсутствие понимания дальнейшего развития муниципального контроля, и сложность применения процедур, отсутствие перечня видов, а также соотношение законодательства о госконтроле и законодательства об административных правонарушениях, подчеркнул советник руководителя Проектного офиса по реализации реформы КНД Алексей Пахомов, выступая на круглом столе «О реформе контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации: муниципальный аспект».
Так, например, одной из ключевых проблем практики муниципального контроля является практически полное непонимание перечня видов, осуществляемых муниципальными образованиями. Безусловно, это не может способствовать эффективному функционированию института муниципального контроля в целом, размывая ответственность и порождая неопределенность в правоприменении. В рамках ведущейся работы над законом – спутником предстоит навести порядок, в том числе, и в перечнях видов муниципального контроля, отметил эксперт.
Место муниципального контроля в системе регуляторной политики государства должно быть понятным, а формы его реализации обеспечивать достижение установленных целей.
«Реформе КНД предстоит усовершенствовать механизмы муниципального контроля, чтобы он стал оперативным и эффективным инструментом местных властей по поддержанию порядка на местах. Вместе с тем, новое законодательство содержит и нормы, защищающие бизнес от излишнего давления муниципальных контроллеров на бизнес, подчиняя их деятельность общим нормам», - пояснил Пахомов.
Напомним, федеральные законы о госконтроле и об обязательных требованиях составляют правовую базу реформы КНД.
Закон об обязательных требованиях вступает в силу - 1 ноября 2020 года, а закон о госконтроле - с 1 июля 2021 года.
Работа над подготовкой законодательной базы реформы КНД ведется при прямой экспертной и организационной поддержке проектного офиса реформы КНД, образованного в структуре Аналитического центра.