Законопроект о саморегулировании в сфере коммерческих перевозок и авиационных работ внесен  в Госдуму.

Проект федерального закона разработан в целях реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, выполняемых на легких воздушных судах, отмечают авторы.

На рассмотрение депутатов Госдумы поступил законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части саморегулирования отдельных видов деятельности». Авторы законодательной инициативы считают, что его принятие позволит на условиях саморегулирования и без обязательной сертификации использовать легкие воздушные суда для коммерческих воздушных перевозок и авиаработ. Так, введение в отрасль института СРО позволит создать систему безусловной коллективной материальной ответственности перевозчиков перед пассажирами и иными лицами. Таким образом, сами авиаторы будут заинтересованы в предотвращении любых нарушений безопасности полетов. В свою очередь, надзорные органы избавятся от необходимости отслеживать каждого отдельного пилота.

Законопроектом предлагается предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) право осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы на легких воздушных судах без получения сертификата эксплуатанта при условии их членства в профильной саморегулируемой организации, установить компенсационный фонд в качестве обязательной формы обеспечения материальной ответственности членов СРО, наделить Минтранс полномочиями регулировать порядок деятельности отраслевых СРО, а Ространснадзор наделить полномочиями осуществлять государственный надзор за деятельностью СРО в части соответствия их деятельности требованиям Воздушного кодекса, иных федеральных авиационных правил и законов. При этом сохраняется ранее действующая система сертификации эксплуатантов, применяемая в обязательном порядке для иных категорий эксплуатантов или, в качестве альтернативы саморегулированию, для эксплуатантов ЛВС.

Отмечается, что принятие законопроекта не повлечет расходов из бюджета страны. Так, для появления в России нового рынка, который обеспечит законную коммерческую деятельность для нескольких сотен аэродромов, нескольких тысяч воздушных судов, создаст сотни тысяч новых квалифицированных рабочих мест, достаточно разрешить его существование, убрав административные барьеры.

Авторы поправок также отметили, что выгодоприобретателями от принятия законопроекта станут отечественные производители легких самолетов, вертолетов и автожиров (винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт). Многие из них успешно поставляют свою продукцию за рубеж, получив на нее иностранные сертификаты. А некоторые компании только разрабатывают новые перспективные модели, включая беспилотные.