С 2021 года индикаторы риска являются обязательным элементом контроля. О текущей практике и перспективах применения этого инструмента говорили на одной из сессий Всероссийского форума контрольных органов, модератором которой выступил заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников.
«Действительно, поставленная задача по-настоящему амбициозная. Каждая отрасль обладает своей спецификой, в рамках которой необходимо нащупать те отклонения от нормального положения вещей, которые бы указывали на наличие нарушений, - считает Михаил Прядильников. – Вопрос в том, как взаимоувязывается разработка индикаторов с отраслевыми особенностями».
Например, МЧС осуществляет пожарный надзор. Эта сфера является одной из ключевых и с точки зрения обеспечения безопасности, и с точки зрения взаимодействия с бизнесом. Или сфера труда. Она так же охватывает все направления предпринимательской деятельности, но здесь сложность ещё и в том, что значительная часть нарушений прав работников носит латентный характер.
«Индикаторы риска — это тот инструмент, который максимально тесно связан с анализом параметров объектов контроля, в связи с чем одним из наиболее предпочтительных способов для их выявления является использование информационных систем», - подчеркнул Михаил Прядильников. Такой подход применяется в Россельхознадзоре, где используют различные системы прослежививаемости продукции.
Работа с индикаторами риска идёт и в регионах. В июле текущего года решением Государственной комиссии по противодействую незаконному обороту промышленной продукции были утверждены типовые индикаторы риска для регионального государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Региональными контролёрами уже проведена работа по их внедрению.
«Разработка индикаторов риска – это только первый этап большого процесса. Не менее важная составляющая – это их применение на практике, в том числе согласование проверок по индикаторам риска с органами прокуратуры, - отметил Михаил Прядильников. – Большую работу по совершенствованию этого процесса проводит Минэкономразвития, и именно с учётом полученного ими опыта будет выстраиваться вектор дальнейшего развития индикаторов риска».
Всероссийский форум контрольных органов состоялся в Санкт-Петербурге 28–29 сентября. На форуме отметили, что за 4 года реализации реформы контроля и надзора почти в 5 раз сократилось количество проверок, введено новое регулирование — при проведении проверок обязательно применяется риск-ориентированный подход. Такой метод предполагает, что контроль допустим только в том случае, когда существует риск нарушения законодательства. Надзорные органы начали активнее использовать инструмент профилактических визитов. Он не предусматривает штрафы и санкции, фактически это выездная консультация для бизнеса. При этом бизнес всегда может обжаловать решение контрольного органа через специальный сервис на портале Госуслуг.