Новым трендом во взаимоотношениях контрольно-надзорных органов с бизнесом является профилактические визиты, которые не предполагают возможность наказания предпринимателя. Об этом сообщил статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, выступая в прямом эфире официального сообщества Корпорации МСП ВКонтакте.
«Если за второе полугодие 2021 года было совершено 40,8 тыс. таких визитов, то за полгода 2022 года их проведено уже 157,6 тыс. Это лишь на 25 процентов меньше, чем число проверочных мероприятий, проведённых в стране за этот же период, — подчеркнул Алексей Херсонцев. — При этом все профилактические мероприятия для бизнеса носят исключительно добровольный характер — они не могут проводится без согласия предпринимателя. И при проведении, например, профилактического визита инспектор не вправе требовать предоставить документы, не может наложить наказание».
Как показал проведённый Фондом ЦСР и Корпорацией МСП опрос предпринимателей, они уже оценили полезность для себя профилактических визитов на 7.7 баллов из 10. Чтобы лучше понимать картину, до конца года будет запущена через портал Госуслуг обратная связь по каждому профилактическому визиту.
«Сохраняется тенденция и к снижению количества проверок в 2022 году — за первые полгода их проведено менее 191 тыс. Для сравнения: за весь 2021 год было около 882 тыс. проверок (лишь каждая третья — в отношении субъектов МСП), а в 2019-м — 1,5 млн. При этом снижение числа проверочных мероприятий не повлекло увеличение ущерба», заявил Алексей Херсонцев.
Напомним, по поручению Президента в начале марта был введен мораторий на все проверки бизнеса до конца 2022 года. Это касается проверок, где речь не идет о вопросах безопасности и здоровья граждан.
«Конечно, решающую роль [в снижении количества проверок] играет мораторий, который введен Правительством РФ с 10 марта. Мы также видим устойчивый тренд на снижение числа проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. За полгода 2022 года проведено 57,7 тыс. проверок, что в 2,5 раза меньше чем за аналогичный период 2021 года», — сказал замминистра.
«Как сказал Президент, мы должны создавать условия, чтобы предпринимательское сообщество не пыталось ничего нарушать. И здесь мы продолжим с одной стороны использовать дистанционные технологии контроля, датчики, а с другой – развивать профилактику, чтобы объяснять бизнесу как он должен вести себя, чтобы ничего не нарушать», — заключил заместитель Министра экономического развития РФ.
Особое внимание будет уделено технологиям дистанционного контроля.
Так, к концу года планируется запустить мобильное приложение «Инспектор», с помощью которого проверки будут проводиться в режиме видеосвязи, то есть предприниматель и контролер будут общаться онлайн. В приложении также будут формироваться и подписываться облачной электронной подписью все документы, связанные с проверками.
При этом уже есть опыт построения системы, которой пользуются все участники системы контроля. В системе досудебного обжалования работают все контрольные органы, за 2022 год было рассмотрено 2800 жалоб. При этом 30% жалоб удовлетворено.
Нормативный срок подачи жалобы 20 рабочих дней, при этом реальный средний срок рассмотрения в 2 раза меньше – 9 дней.
Весной на портале Госуслуг запущен сервис для бизнеса и граждан, где можно пожаловаться на недобросовестные действия проверяющих органов в рамках введенного моратория на проверки. При этом срок реагирования на эту жалобу не превышает одного рабочего дня.
Алексей Херсонцев отметил, что сейчас имеется всего 15 нарушений моратория. То есть они не носят массового характера, а скорее являются нездоровой инициативой исполнителей на местах.