Первые итоги ревизии нормативно-правовой базы в отношении требований к бизнесу, оптимизацию контрольной деятельности и ее влияние на оздоровление бизнес-среды, а также эффективность цифровизации при взаимодействии бизнеса с ведомствами обсудили в ходе экспертного диалога «Контроль и надзор: от «гильотины» к сервису», который прошел в рамках первого дня Гайдаровского форума 2022.
Участие в дискуссии приняли журналист Кирилл Поздняков и заместитель председателя правительства РФ – руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко.
«Регуляторная гильотина» как часть реформы контрольно-надзорной деятельности заработала с 2020 года. За прошедшее время правительство уже отменило более 143 тысяч избыточных и дублирующих требований к предпринимательской деятельности, вносятся изменения в профильные законы и подзаконные акты. Кроме того, принят Закон о госконтроле, задающий новую модель контрольно-надзорной деятельности, которая учитывает современные реалии.
Как отметил Дмитрий Григоренко, в нормативной базе до последнего времени существовало большое количество неактуальных требований к бизнесу.
«Первая задача была, конечно, хотя бы проинвентаризировать требования к бизнесу: сколько их, насколько они соответствуют тем реалиям, в которых мы живем…Мы отменили около 12 тысяч нормативно-правовых документов, из которых порядка 9 тысяч - акты еще Советского Союза», - рассказал он.
Другой стороной реформы стала цифровизация. Руководитель аппарата правительства пояснил, что многие требования по предоставлению бумажных документов, которые предъявлялись к бизнесу, сегодня кажутся странными, и благодаря реформе появилась возможность перевести это в электронный вид. Вместе с тем усиливается и межведомственное взаимодействие, за счет чего сегодня требуемый документ может предоставлять не сам бизнесмен, а выдавшее его ведомство.
Дмитрий Григоренко подчеркнул, что процедура инвентаризации требований проходила через рабочие группы с участием представителей бизнеса.
Результатом совместной работы стало, в том числе и то, что часть требований была оставлена в силе по просьбе самого бизнеса.
Говоря об оптимизации контрольно-надзорной деятельности, заместитель председателя правительства РФ рассказал о реализации пилотного проекта, направленного на цифровизацию взаимодействия бизнеса с ведомствами в части получения разрешений и лицензий, в котором, например, участвуют МЧС, Росздравнадзор и Росаккредитация.
«Мы на этих трех ведомствах отработали саму процедуру, сделали облачную информационную систему. Через портал госуслуг в простой произвольной форме можно подать заявление. У нас тут же упали сроки получения соответствующих разрешений: если стандартный срок – порядка 45 рабочих дней, то на этих ведомствах мы видим 14,2 дня. Самое главное - мы в два раза сократили объем информации, который необходимо предоставить для того, чтобы получить разрешение или лицензию. То есть стало проще, стало прозрачнее, стало быстрее и удобнее», - сказал Дмитрий Григоренко.
Он добавил, что в соответствии с новым законодательством контрольно-надзорные мероприятия осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, который предполагает отказ от «проверок ради проверок». В результате в 2021 году количество проверок снизилось по сравнению с 2019-м более, чем вдвое – с 1,5 млн до 700 тысяч.
Дмитрий Григоренко также напомнил, что введена процедура досудебного обжалования через портал госуслуг, причем средний срок рассмотрения жалобы постоянно уменьшается и сейчас составляет две недели.