Правительство упрощает выдачу лицензий.
Белый дом запустил второй этап реформы лицензионно-разрешительной деятельности — вчера опубликовано постановление правительства о введении так называемого оптимизированного стандарта. Его появление освободит получателей лицензий и разрешений от предоставления многих документов, которые уже есть у государства в электронных базах. В ходе стартовавшего в августе этого года экспериментального первого этапа реформы время рассмотрения заявлений о выдаче лицензии удалось сократить с двух месяцев до трех недель. Эксперименты правительства продолжают реформу контроля и надзора с его «регуляторной гильотиной».
Опубликованное постановление правительства №2176 вносит правку в постановление №1279 от 30 июля 2021 года о проведении эксперимента по оптимизации и автоматизации разрешительной деятельности и лицензирования. Главное новшество — введение «оптимизированного стандарта».
Он освобождает заявителей, желающих получить лицензию или разрешение, от предоставления документов, которые чиновники могут найти в электронно-информационных системах.
Это, в частности, документы об образовании или квалификации сотрудников, об их обучении, о наличии в штате заявителя специалистов соответствующей квалификации, о стаже работы и так далее. Стандарт не будет включать разрешительные документы или записи, а также сведения, которые заявитель получил по результатам оказания государственных услуг.
Принимать «оптимизированные стандарты» будет межведомственная рабочая группа. Она же будет информировать о стандартах участников эксперимента по упрощению выдачи лицензий и разрешений (это, в частности, Минздрав, Минпромторг, Минтруд, Минобрнауки, Минсельхоз, Минстрой, Ростехнадзор, Ространснадзор, ФНС, Роспотребнадзор и пр.).
Как пояснили “Ъ” в аппарате курирующего реформу вице-премьера Дмитрия Григоренко, принятое постановление продолжает реформу контрольно-надзорной деятельности. В ее рамках, напомним, была запущена «регуляторная гильотина», отменившая с 1 января 2021 года около 12 тыс. устаревших нормативно-правовых актов, на смену им пришло почти 450 новых актов, принятых с учетом современных реалий и риск-ориентированного подхода. Треть обязательных требований к бизнесу была отменена, а остальные актуализированы — приведены в цифровой формат или упрощены.
В развитие этого процесса в августе 2021 года и был запущен эксперимент по упрощению выдачи лицензий и разрешений.
Начали с двух массовых лицензий — на деятельность по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности (выдает МЧС, на 25 ноября — 43,3 тыс. действующих лицензий) и на фармацевтическую деятельность (Росздравнадзор и регионы, 28 тыс. на 1 декабря). Кроме того, эксперимент затронул и один вид разрешений — на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (находится в ведении Росаккредитации, 781 аккредитованное лицо на 1 декабря).
Подача заявлений на получение этих документов в рамках эксперимента велась через портал госуслуг. Его итоги в аппарате Дмитрия Григоренко расценивают как успешные — электронное обслуживание избавило предпринимателей от необходимости сканирования и прикладывания большого числа документов, а вместо выездной проверки была введена дистанционная оценка. В результате если ранее заявление на лицензию рассматривалось до двух месяцев, то теперь срок составляет три недели (к концу года его планируется сократить до двух недель). Средний фактический срок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы сокращен до 3 дней при нормативном сроке 13 дней. При этом каждая третья услуга сейчас оказывается в течение одного-двух рабочих дней.
"Если до 1 января 2021 года лицензия выдавалась на бумаге, то теперь действует реестровая модель, в рамках которой можно получить выписки из реестра лицензий на портале госуслуг".
В аппарате Дмитрия Григоренко обещают, что до конца этого года через портал можно будет подать на получение уже 41 лицензии. При этом планируется, что среднее число запрашиваемых документов сократится в два раза, с нынешних десяти до пяти, а через год — снизится до трех. Всего правительство планирует до конца 2022 года перевести на портал госуслуг получение еще более 300 видов разрешений.
Отметим, что в опубликованном вчера постановлении оговаривается, что «с 10 декабря 2021 года в случае готовности витрин данных» ведомства могут переходить на целевую модель разрешительной деятельности. Поясним, сейчас в рамках эксперимента сроки выдачи разрешений увязаны со сроками электронного межведомственного взаимодействия. «Витрины данных» же представляют собой интерфейсы автоматизированного взаимодействия ведомств, что позволяет вывести процесс практически в онлайн-режим: де-факто речь идет о выдаче большинства документов в день обращения.
Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин сказал “Ъ”, что экспериментальный формат, который действует с августа 2021 года, трудно назвать первым этапом, так как он затронул совсем немного ведомств и небольшое число компаний, но он был необходим для отлаживания системы и понимания ее сильных и слабых мест. Так что основная часть реформы, считают в «Опоре России», начинается сейчас. Значительная часть ведомств присоединятся к механизму использования портала госуслуг до конца 2021 года. По словам Владислава Корочкина, основная выгода для бизнеса от реформы заключается в автоматическом продлении действующих лицензий. Также нововведения существенно экономят время и снижают риски для сотрудников компаний, которые в условиях пандемии смогут отправлять документы регуляторам дистанционно.