«Профилактическая работа - очень важное направление с точки зрения идеологии контроля как такового. Сегодня профилактические мероприятия серьезно инкорпорированы в вопросы контрольно-надзорной деятельности. Особенно это касается системы управления рисками», - считает эксперт Аналитического центра  при Правительстве России Алексей Пахомов.

Алексей Пахомов, советник руководителя проектного офиса по реализации реформы КНД Аналитического центра выступил в качестве спикера и модератора вебинара «Актуальные вопросы реформы муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», организованным Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления.

Эксперт уточнил, что в законе о госконтроле  профилактика рисков причинения вреда выделена как самостоятельный институт. Основное внимание  сфокусировано на профилактике охраняемых законом ценностях и непосредственно рисков.

«Даже, если система управления рисками не используется по каким-то причинам на муниципальном уровне, программу профилактики принимать все равно нужно. По сути риски все равно остаются. Задача проводить профилактические мероприятия рисков, а не нарушений в рамках госконтроля», - подчеркнул Пахомов.

«Профилактика ради профилактики не нужна. Необходимо использовать этот инструмент точечно, показывая контролируемым лицам, что профилактика для них полезна и значима, - рассказал эксперт. – Важно понимать к кому идти с профилактикой, а для этого необходимо осознавать риски. Например, организации с высоким уровнем рисков должны находиться в особой зоне внимания, именно к ним нужно приходить с профилактическими визитами, приглашать их к участию в координационных совещаниях, просветительских мероприятиях, где будут разъяснены обязательные требования, нормы законодательства», - подчеркнул он.    

Пахомов напомнил, что на данный момент уже сформирована правовая база для осуществления  профилактических мероприятий – это несколько федеральных законов. Для того, чтобы сформировать программу профилактики на местном уровне нужно подготовить положения о каждом виде контроля. Затем под каждый вид муниципального контроля подготовить программу профилактики. В случае, если на территории муниципального образования объект по контролю отсутствует - ни положения, ни программы профилактики быть не должно, - резюмировал эксперт.