В ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и гражданская авиация, и внутренний водный, и железнодорожный и автомобильный транспорт, и дорожное хозяйство. Работа немалая, а с учетом стремительного развития транспортной сферы и дорожной инфраструктуры в рамках реализации «дорожного» нацпроекта и транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры – требует и быстрых решений, и высококлассных специалистов. Которые, фактически, следят за тем, чтобы транспорт и дороги России оставались безопасными.
С учетом того, что немалая часть задач ведомства связана с соблюдением правовых норм в транспортной сфере, эта работа требует плотного взаимодействия с депутатским корпусом. О том, как развивалось сотрудничество с прежним составом Госдумы и на какие результаты рассчитывает ведомство в работе с новым, рассказывает руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин.
– Виктор Федорович, как проходила работа Вашего ведомства с Государственной Думой уже ушедшего созыва? Всего ли удалось добиться в законодательном сотрудничестве? С какими профильными комитетами Госдумы работа складывалась наиболее конструктивно?
– Ространснадзор тесно взаимодействовал и, уверен, будет взаимодействовать в первую очередь с профильными комитетами Государственной Думы России. Это Комитет по транспорту и строительству и Комитетом по безопасности и противодействию коррупции.
Это было действительно конструктивное сотрудничество, которое строилось на понимании, что предмет деятельности законодательных органов не всегда реализуется без службы, которая надзирает за исполнением принятых нормативно-правовых актов.
В частности, был проведен глобальный анализ правоприменительной практики Ространснадзора в рамках реализации «регуляторной гильотины». Эта работа проводилась с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ, включённых в рабочие группы по видам транспорта.
Её целью стал пересмотр законодательства в сфере обязательных требований по безопасности на транспорте – с установлением баланса между безопасностью и экономикой. То есть в условиях сохранения необходимого уровня безопасности и даже повышения его необходимо было снизить нагрузку на бизнес.
При этом были отработаны новые подходы к контрольно-надзорной деятельности с применением риск-ориентированного подхода к планированию и проведению проверок. Акцент делался на профилактику нарушения требований. Например, введение дистанционного контроля и непрерывного мониторинга поднадзорных объектов, который помогает своевременно оценивать риски.
Ространснадзор вёл активную работу в части рассмотрения действовавших нормативных правовых актов (в общей сложности было рассмотрено более 2,5 тысяч актов). В них содержатся требования, соблюдение которых оценивается нашим ведомством при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Принят Федеральный закон № 170-ФЗ от 11.06.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях реализации Федерального закона №248-ФЗ. Это так называемый закон-спутник. На основании названных законов при непосредственном участии Ространснадзора разработаны проекты положений о видах федерального государственного контроля (надзора), которые в настоящее время приняты.
На данный момент, с введением нового законодательства, идёт трансформация контрольно-надзорной системы, которая должна стать более эффективной благодаря тому, что вводятся более объективные средства контроля.
– А если от законотворческой сферы перейти к практической – какие результаты работы в отрасли и внутри ведомства Вы отметили бы в числе основных? Что бы Вы назвали главным успехом?
– Наша главная задача сегодня – активно продвигать культуру транспортной безопасности в обществе. Это большая и комплексная деятельность, даже целая сфера деятельности, которая направлена на повышение общего уровня безопасности в стране. Тут в большом объёме проводится именно профилактическая работа, направленная на предотвращение нарушений обязательных требований по безопасности на транспорте.
Одним из главных успехов я называл бы то, что по некоторым направлениям мы добились мирового уровня эффективности системы федерального государственного надзора. Это не наша оценка, это – мнение проверяющих нас комиссий международных организаций. Таких, например, как Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в части надзора за авиационной безопасностью.
Но надо понимать, что идеология культуры безопасности многогранна. С одной стороны, это компетентность и профессионализм сотрудников контрольно-надзорных органов. Это люди, которые должны четко работать и выполнять инструкцию, добиваться исполнения обязательных требований.
А с другой стороны, это граждане, в сознании которых мы также стремимся сформировать культуру безопасности. И которые в свою очередь тоже должны безусловно соблюдать обязательные требования. Необходимо помнить, что безопасность каждого это наша общая ответственность.
– В феврале была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, направленная на обеспечение отрасли высококлассными специалистами, привлечение молодежи. Как готовят и мотивируют специалистов для Вашего ведомства, и что делается для повышения эффективности госуправления в Вашей сфере?
– Государственная Дума всегда давала направление на повышение эффективности деятельности государственных органов. В связи с этим главным нашим принципом стал такой: проверяющее лицо всегда должно быть более компетентно, чем лицо проверяемое.
На итоговом заседании Коллегии при Ространснадзоре в 2020 году было принято решение проводить обучение инспекторского состава, готовить его к работе в новых условиях. Исполняя данное решение, в июне 2021 года мы дали старт серии семинаров, направленных на повышение квалификации сотрудников контрольно-надзорных служб.
Планируется, что ежегодно порядка 500-700 служащих Ространснадзора будут проходить программу повышения квалификации.
Хочу отметить, что помимо подготовки инспекторского состава мы также занимаемся решением вопроса подготовки руководителей поднадзорных организаций. На данный момент у нас налажено по данному вопросу хорошее взаимодействие с отраслевыми ВУЗами. Например, Юридическим институтом РУТ (МИИТ) разработана специальная программа повышения квалификации, в которой учтены кардинальные изменения законодательства.
В части, касающейся эффективности государственного управления, хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на проведённую штатную реорганизацию органов государственной власти, Ространснадзору удалось сохранить численность инспекторского состава и фонд заработной платы. А в некоторых случаях и увеличить его благодаря принятому решению о трансформации структуры некоторых территориальных управлений Службы.
– Сегодня в России 54 миллиона граждан являются получателями господдержки в разных формах. Как это отражается на вашем ведомстве?
– Ространснадзор ведёт совместно с Государственной Думой активную работу по обеспечению социальной защищённости инспекторского состава.
На сегодняшний момент это одна из основных задач, которая стоит на повестке в рамках мотивации и повышения результативности деятельности сотрудников Службы.
– Вам предстоит работа уже с новым составом Государственной Думы. Над какими документами в первую очередь предстоит совместная работа? Есть ли у Вас как руководителя ведомства пожелания к новому депутатскому корпусу?
– Как я уже сказал, главным направлением в работе с уже новым составом Государственной Думы стоит доработка и запуск проекта социальной защищенности служащих контрольно-надзорных органов. Уверен, что работа с новым составом будет не менее эффективна и результативна.
Что касается пожеланий, скажу так, совершенствование законодательства помогает оптимизировать нашу работу, повышать её эффективность и результативность, что в итоге приводит к безопасности и улучшению жизни граждан нашей страны. Поэтому так важно, чтобы эта работа была сделана качественно и профессионально. Я уверен, что каждый из нас заинтересован в том, чтобы в Государственную Думу вошли достойные, квалифицированные, инициативные и честные люди, имеющие желание постоянно развивать нашу страну, которые смогут оправдать наше доверие и гарантировать стабильность. Поэтому участие в выборах так важно сегодня – именно нам выбирать таких людей. И я считаю, что голос каждого из нас очень важен!