24 июня 2021 года состоялось заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, на котором обсуждались задачи надзорного ведомства. Работа Ространснадзора будет меняться в связи со вступлением в силу с 1 июля 2021 года положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ-248» (так называемый закон-спутник, приводящий отраслевые НПА в соответствие с ФЗ-248). С докладом о готовности Ространснадзора работать в новых правовых условиях выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин.
«Для нас это новый этап работы, к нему мы шли более 2 лет, фактически это реализация концепции «регуляторной гильотины», – сказал он.
Виктор Басаргин отметил, что Ространснадзор принял участие в разработке проектов положений о видах федерального государственного контроля, которые проходят согласование в Правительстве Российской Федерации и должны быть утверждены до 1 июля 2021 года. Одной из особенностей, вводимых новыми законами, является риск-ориентированный подход: выявление индикаторов риска по отношению к объекту контроля является одним из оснований для проведения надзорного мероприятия.
«Ространснадзор разработал соответствующие индикаторы по каждому из видов контроля и в настоящее время проекты приказов Минтранса России об утверждении перечней находятся на различных стадиях согласования в Минэкономразвития России и Минюсте России», – сообщил Виктор Басаргин.
Глава Ространснадзора выразил благодарность всем, кто участвовал в подготовке законопроектов и разработке системы индикаторов для риск-ориентированного управления, отметив, что была проведена огромная работа по формированию и актуализации нормативной базы: пересмотрено более 600 нормативных актов, отменено более 3 тысяч.
Следующим вопросом повестки заседания стала модернизация комплексной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью по транспортной безопасности (КИСУ КНД ТБ). С докладом о модернизации ИС выступил начальник Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Игонин. Он рассказал, что в настоящее время Ространснадзор осуществляет два вида надзора: транспортный контроль и контроль в области транспортной безопасности.
КИСУ КНД ТБ, призванная автоматизировать ряд надзорных функций, работает во всех федеральных округах России, к системе подключено 316 рабочих мест. При помощи системы проводятся контрольно-надзорные мероприятия по более 600 тысячам субъектов и объектов транспортного комплекса. В результате модернизации системы в 2020 году был достигнут ряд важных результатов: произошел переход на отечественное программное обеспечение, в 3 раза снижена стоимость ежегодного сопровождения деятельности КИСУ КНД ТБ, внедрен программный функционал и обеспечена дистанционная работа инспектора и удаленный контроль работы инспекторов. Сергей Игонин затронул также тему внедрения искусственного интеллекта в работу контрольно-надзорных органов.
«Сегодня мы являемся свидетелями апробации аналогичных систем на объектах транспортной инфраструктуры. Наиболее яркий пример – аэропорт «Шереметьево», в котором такая аналитическая система осуществляет мониторинг возникающих рисков для минимизации угрозы незаконного вмешательства. Такую же систему можно развить на государственном уровне, на базе Ространснадзора, которая сможет контролировать риски скопления пассажиров на пункте досмотра, отвлечения сотрудников от своих обязанностей, безопасность проведение работ на объектах транспортной инфраструктуры и другие», – высказал предложение Сергей Игонин.