С 1 июля станет обязательной процедура досудебного обжалования решений, действий и бездействия для некоторых видов контроля. «Система электронного досудебного обжалования позволит не только снизить административные барьеры, но и минимизировать финансовые и временные затраты для получения услуги», - рассказал изданию «Октагон» руководитель проектной группы по внедрению системы досудебного обжалования Аналитического центра Константин Цветов.
Процедура станет очередным шагом снижения административного давления на предпринимателей. Бизнес получит возможность через портал госуслуг направлять жалобы на местные управления контрольно-надзорных органов: оспаривать итоги плановых и внеплановых проверок и решения ведомств.
Эксперимент по досудебному обжалованию решений стартовал в августе 2020 года. Изначально в нем принимали участие три ведомства: МЧС, Ростехнадзор, Росздравнадзор и четыре региона: Москва, Московская и Самарская области, Краснодарский край.
«В рамках эксперимента апробируется единая цифровая платформа решения спорных ситуаций при взаимодействии граждан и бизнеса с контрольными (надзорными) органами, - пояснил Цветов. - Важнейшим принципом новой системы станет дистанционная форма взаимодействия контролируемого лица и контрольно-надзорного органа за счет полной цифровизации процесса, а также реализация механизма решения спорных ситуаций по фаст-треку (укороченные сроки рассмотрения и реагирования)». По словам эксперта, на первом этапе важно было отработать с пилотными ведомствами новые процедуры и технические решения, устранить узкие места в бизнес-процессе и наладить взаимодействия.
«Новый сервис только сейчас выходит в общее информационное пространство и полностью готов к работе с жалобами по всем направлениям эксперимента», - отметил Цветов.
С 1 июля к процедуре присоединятся все регионы и ещё 16 контрольно-надзорных органов, в том числе Минпромторг, ФНС, Росреестр, Роспотребнадзор, Росаккредитация и Ростуризм.
«Сервис довольно простой - нужно всего лишь зайти на портал госуслуги и подать жалобу, а дальше пользователь может самостоятельно отслеживать все этапы прохождения документа в своем личном кабинете в любое удобное ему время. Теперь не потребуется личного обращения в орган власти и предоставления избыточного комплекта документов - весь процесс происходит в электронном виде и в максимально короткие сроки», - рассказал Цветов.
Главное отличие инструмента от подобных ему состоит в том, что обращения рассматриваются на уровне вышестоящего лица и ведомства. В адрес тех, на кого поступили жалобы, они не возвращаются.
Как пишет «Октагон», с весны прошлого года в связи с пандемией был введён мораторий на плановые проверки МСП, а также ограничения для внеплановых. По данным Минэкономразвития, число инспекций в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го сократилось на 45,7 процента – с 612 тысяч до 332,3 тысячи. Власти посчитали меру востребованной и продлили её для малого бизнеса до конца 2021 года.