Минюст подвел итоги и представил планы.
Минюст вчера подвел итоги своей работы в 2020 году. На заседании расширенной коллегии ведомство отчиталось о ходе ключевой для него реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) — пересмотр обязательных требований к бизнесу завершился отменой 11 тыс. актов, и теперь эту процедуру предлагается распространить и на лицензирование бизнеса. Минюст также готовится представить третий по счету проект обновленного КоАП и намерен привлечь искусственный интеллект к правовой экспертизе актов, поступающих на регистрацию из других ведомств.
Заседание коллегии Минюста прошло в смешанном формате — часть сотрудников, включая министра Константина Чуйченко, собрались на Житной улице, а зампред Совбеза Дмитрий Медведев подключился к мероприятию по видеосвязи. Участие господина Медведева в подведении итогов работы Минюста стало символичным: когда он занимал пост премьер-министра, была запущена реформа КНД, так называемая регуляторная гильотина. Она предусматривает пересмотр обязательных требований к бизнесу и отмену того, что было признано избыточным, неэффективным или устаревшим.
Как отметил Дмитрий Медведев, «удалось избавиться от целого массива нормативных актов, которые принимались давно и мешали нормально работать бизнесу». Всего отменено 11 тыс. актов, а для восполнения возникших пробелов было принято более 500 новых.
"Механизм доказал свою эффективность, его нужно применять и дальше, распространяя на все обязательные требования, которые проверяются не только в рамках контроля, но и в рамках обычной разрешительной деятельности»,— предложил Дмитрий Медведев".
Такое расширение применения «гильотины» сейчас обсуждается в Белом доме — как ранее отмечал вице-премьер Дмитрий Григоренко, ее предлагается распространить на систему выдачи лицензий и разрешений бизнесу. Сейчас существует 54 лицензируемых вида деятельности, и еще около 500 видов требуют получения различных разрешений и согласований — и здесь также требуется актуализация норм.
Частью реформы является обновление Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), начатое в 2019 году. Предполагалось, что новый кодекс вступит в силу в 2021 году одновременно с законами о госконтроле и об обязательных требованиях (в итоге они начинают свое действие в разное время), но работа затянулась. Минюст представлял уже две версии нового КоАП (предполагается, что он будет разделен на два кодекса — материальный и процессуальный по аналогии с законами о КНД), однако они были раскритикованы экспертами.
Сейчас Минюст предпринимает третью попытку — как сообщил Константин Чуйченко, проекты как «материального», так и «процессуального» кодексов находятся «на высокой стадии согласования».
По его словам, КоАП из репрессивного документа должен стать охранительным — для этого сокращается количество составов правонарушений, усиливаются профилактические меры, снижается административная нагрузка на бизнес. Пока закончена работа над проектом общей части КоАП (в ней описываются общие принципы наказаний), в ближайшее время он будет опубликован для обсуждения. В целом же, отметил Константин Чуйченко, работа по обновлению КоАП должна быть завершена до конца года.
Оценивать поступающие в Минюст на правовую экспертизу и регистрацию нормативные акты ведомство намерено с привлечением искусственного интеллекта — сейчас система проходит тестовую эксплуатацию, запустить ее планируется уже в этом году. Отметим, эта идея не только укладывается в общий тренд на цифровизацию госуправления, но и должна упростить работу по отсеиванию некачественных нормативных актов, направляемых другими ведомствами. Как отметил ректор СПбГУ Николай Кропачев, качество подготовки актов остается одной из главных проблем управления — за 2020 год свыше 2,2 тыс. документов было возвращено без регистрации на доработку (в основном из-за нарушения правил юридической техники, включая требования к языку нормативных актов).