Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела совещание с ректорами и проректорами вузов, на котором были представлены новые подходы к лицензированию и аккредитации образовательной деятельности.

Новая модель разрабатывалась при активном участии профессионального сообщества, в процессе этой работы Рособрнадзор постарался максимально учесть пожелания вузов, рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, открывая встречу.

«Та модель, которая у нас получится, должна отвечать актуальным мировым тенденциям. Она не должна сдерживать развитие отечественной высшей школы, но при этом не должно страдать и качество получаемого образования. Нам нужно избежать ошибок 1990-х годов, когда открылись тысячи вузов и филиалов, которые просто торговали дипломами», — заявил Анзор Музаев.

Замруководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова подробно рассказала о разрабатываемых подходах к новой модели лицензирования и аккредитации образовательной деятельности. «Мы предполагаем, что и лицензирование, и аккредитация будут бессрочными», — сообщила она.

При этом, по словам Светланы Кочетовой, нужно максимально устранить дублирование требований, предъявляемых в рамках процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ. В рамках процедуры лицензирования образовательная организация должна подтвердить наличие необходимых условий для реализации образовательных программ: наличие помещений, материально-технического обеспечения образовательной деятельности, санитарно-эпидемиологического заключения, специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наличие образовательных программ. К соискателям лицензий, которые намерены вести обучение исключительно в дистанционной форме, применяются требования, учитывающие эту особенность их работы.

В рамках процедуры аккредитации будет оцениваться качество подготовки обучающихся. Предполагается, что эта оценка в отношении вузов будет проводиться Рособрнадзором. «Для оценки качества подготовки обучающихся также будет осуществляться мониторинг по определенным показателям, которые разработаны совместно Минобрнауки и Минпросвещения по согласованию с Рособрнадзором», — рассказала Светлана Кочетова. При аккредитации новых образовательных организаций и доаккредитации новых программ, если образовательной организации выданы контрольные цифры приема, она сможет получить временную госаккредитацию на два года, а проверка знаний, которые студенты приобрели в процессе обучения, будет проведена через определенный промежуток времени.

В случае отказа в госаккредитации, образовательная организация сможет повторно пройти эту процедуру через год. В отношении образовательных организаций, получивших госаккредитацию, будет вестись мониторинг с периодичностью 2-4 года для организаций СПО и 2-5 лет для вузов. По результатам этого мониторинга образовательная организация может быть отнесена к одной из трех групп риска. В организациях, попавших в группу высокого риска, будут проводиться проверки, результаты которых могут стать основанием для приостановки или лишения аккредитации.

Участники совещания в целом поддержали предложенные Рособрнадзором подходы. Они обсудили, какие фонды оценочных средств могут использоваться для оценки качества знаний студентов, требования к квалификации экспертов, возможность учета при аккредитации таких показателей, как оценка результативности работы вуза в рамках международных глобальных рейтингов, средний балл ЕГЭ зачисленных на обучение, данные мониторинга трудоустройства выпускников.

«Нам очень важно ваше мнение. Надеюсь, что все то, что мы с вами обсудим и выработаем в рамках новой модели, не будет вызывать никакого стресса у вузов и отвлекать их от основной деятельности», — заявил Анзор Музаев.