«Управление рисками, цифровизация контроля, расширение перечня контрольных (надзорных) мероприятий и некоторые другие темы, включенные в федеральный закон о госконтроле для муниципалитетов, требуют дополнительных комментариев и разъяснений», - считает эксперт Аналитического центра, советник руководителя Проектного офиса по реализации реформы КНД Алексей Пахомов.

Такое мнение эксперт высказал, выступая на вебинаре «Новые подходы при осуществлении муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», где обсуждались ключевые новации федерального законодательства о государственном и муниципальном контроле, вступающие в силу с 1 июля 2021 года. 

Пахомов напомнил, что муниципальный контроль устанавливается только федеральным законом. «Такой закон должен содержать два существенных пункта: название муниципального контроля и его предмет, то есть некий перечень обязательных требований, – сказал он. – Еще одно новшество, закрепленное в новом законодательстве, – реестр видов контроля. Это информационная система, в которую будут включены все виды контроля в стране, установленные федеральными законами». 

Эксперт напомнил, что на рассмотрении в Госдуме находится так называемый «закон-спутник». «Законопроект содержит много проблемных вопросов, в том числе касающихся органов местного самоуправления. В первую очередь, речь идет о структурировании видов контроля. Актуальная версия законопроекта в этом не совершенна и вызывает обеспокоенность у органов местного самоуправления», - подчеркнул он.

Пахомов также обратил внимание на отсутствие упоминания административного регламента в законодательстве о госконтроле. По сути, единственным регламентирующим документом с 1 июля 2021 года станет положение о виде муниципального контроля. «На местном уровне нужно будет иметь только положение о виде муниципального контроля, и важно, что по каждому виду контроля должно быть отдельное положение», - рассказал он.  

Именно сейчас, на этапе сформирования нормативной базы контрольной и надзорной деятельности, особенно важно услышать и учесть позицию муниципального сообщества, резюмировал эксперт.