Каковы результаты реформы контрольно-надзорной деятельности за последние 10 лет и перспективы дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере? Что нового в утверждённой модели контрольной деятельности в связи с принятием закона о госконтроле? Как проходит внедрение системы досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов? Эти вопросы обсудили участники экспертной дискуссии «Гильотина и реформа контрольно-надзорной деятельности: итоги и взгляд в будущее» во второй день Гайдаровского форума – 2021.
В России уже несколько лет проходит реформа контрольно-надзорной деятельности, целью которой является пересмотр и отмена нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Актуализация требований, получившая неофициальное название «регуляторной гильотины», вступила в силу в России с 1 января 2021 года, в соответствии с поручением Президента.
Участие в дискуссии приняли заместитель председателя Правительства Российской Федерации – руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Марина Блудян и генеральный директор АО «Дороги и мосты» Владимир Власов.
Модератором дискуссии выступил Сергей Катырин, который отметил, что реформа реализована достаточно успешно. «На мой взгляд, была проведена просто титаническая работа, которую оценил бизнес, потому что вся работа правительства шла вместе с ним», – подчеркнул он.
Результатом сотрудничества стало основательное обновление законодательной базы. «Под нож попало более 12 тысяч нормативно-правовых актов. <…> Из этих 12 тысяч почти 9 тысяч нормативно-правовых актов – акты еще Советского союза», – привел статистику заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко. «Важно не только, что Президент дал старт этой работе, но и то, что он определил конкретную дату – 1 января 2021 года, что в этот срок она должна быть завершена», – отметил он.
Учитывая, что предыдущий год выдался достаточно сложным, влияние изменений может быть немного отложенным. Наибольший эффект реформы заметен в строительной отрасли, которая не останавливалась в силу того, что «упрощение процедур позволило не только сократить затраты на стройку, но и ускорить саму процедуру строительства в части оформления документации», – считает Григоренко. Не менее сложная работа была проведена в части актуализации СанПиНов.
В рамках «гильотинирования» была проведена, действительно, масштабная работа. «Треть требований была отменена, как избыточные и дублирующие, но две трети были актуализированы. Это еще более важная составляющая, потому что с этими двумя третями бизнесу жить», – подчеркнул заместитель председателя Правительства. По мнению Григоренко, актуальные на сегодняшний день правила по сути являются «договоренностями государства с бизнесом» о правилах ведения различных видов деятельности.
В ходе подготовки реформы были созданы 43 рабочие группы по различным направлениям, в которые вошли представители соответствующих органов исполнительной власти и бизнеса. Только 2020 году, по словам Григоренко, было проведено более 1,5 тыс. заседаний таких групп.
Значение широкого участия предпринимательского и экспертного сообществ в проделанной работе отметила и первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Марина Блудян. «Лед тронулся в отношениях бизнеса и власти. Мы научились вместе работать», – подтвердила она. Блудян также отметила качество организации, беспрецедентный темп работы, принципиальную позицию при рассмотрении нормативных актов, содержащих обязательные требования.
Генеральный директор компании «Дороги и мосты» Владимир Власов отметил позитивную динамику изменений для отрасли транспортного строительства. «Уже видно, что целый ряд откровенно мешавших вещей устранен. Но в целом, на наш взгляд, ситуацию пока переломить не удается», – поделился он. По мнению Власова, нужно от точечных действий перейти к системным, определив конечный результат, с которым можно будет соизмерять все действия «гильотины». Необходимо сформулировать целевую модель регулирования, а также активно привлекать представителей ведущих проектных институтов не только к «гильотинированию», но и к выработке новых норм, считает он.
Говоря о будущем, Дмитрий Григоренко отметил, что работа еще не закончена и привел в пример новое правило, которое предусматривает периодическое переутверждение обязательных требований. «Это очень важная норма, потому что раз в 6 лет государство фактически берет нас себя обязательство переоценивать и актуализировать, существующие правила и требования», – сказал Григоренко.
Созданный в ходе реформы формат работы, по его мнению, эффективен в первую очередь тем, что в рамках проведенной работы удалось посмотреть на все нормы, которые есть в государстве. «Механизм, мы считаем, надо оставлять и более того распространять не только на контрольно-надзорную деятельность, но в принципе при принятии любых документов в правительстве мы сейчас применяем этот подход», – рассказал заместитель председателя Правительства Российской Федерации о перспективах применения наработанного опыта.
В качестве основных достижений реформы Дмитрий Григоренко выделил: унификацию правил и процедур проверки, закрепление срока переутверждения норм, установление единых сроков вступления в силу обязательных требований (минимум 90 дней), а также согласование внеплановых проверок с Генпрокуратурой и появление прозрачного механизма досудебного обжалования, законодательное закрепление прямой нормы превалирования профилактики нарушений над проверкой. «Любой проверяющий, любой надзорный орган даже в случае, если он выходит на проверку, у него всегда внутри остаются следы и объяснения причинно-следственной связи в цифрах, штуках, единицах измерения, почему он вышел проверять», – пояснил он.