Глава Ростехнадзора Алексей Алёшин рассказал в интервью "Интерфаксу", когда заработает новый закон "О промышленной безопасности", о "регуляторной гильотине", о проверках предприятий во время пандемии COVID-19.

- Правительство вернуло Ростехнадзору на доработку законопроект о промышленной безопасности. Какие положения необходимо доработать? Прошла ли уже серия согласительных совещаний в правительстве, все ли разногласия устранены? В какие сроки Ростехнадзору нужно доработать законопроект и снова внести его в Госдуму?

- Законопроект "О промышленной безопасности" необходимо привести в соответствие с принятым в конце июля законом № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ". Мы его разрабатывали еще до начала "регуляторной гильотины", поэтому с учетом нового закона было принято решение посмотреть, насколько наш законопроект ему соответствует и что в нем нужно поправить.

Концептуальных изменений в новой версии законопроекта не будет. Речь идет о технических деталях, которые затрагивают порядок реализации наших полномочий.

Наш законопроект прошел все необходимые согласования, в его разработке участвовали 18 федеральных органов исполнительной власти, в частности он получил одобрение в ЦБ РФ, "Росатоме". Обновленный вариант мы будем готовы вносить уже в середине октября.

- Когда он должен заработать?

- Все будет зависеть от того, когда его рассмотрит и примет Госдума. Мы планируем, что часть статей вступит в силу с 2021 года, часть - чуть позже. Например, все, что касается системы дистанционного мониторинга. Запуск системы зависит от технической готовности - не только нашей, но и поднадзорных организаций, поэтому в законопроекте предусмотрены переходные периоды.

- Вы упомянули "регуляторную гильотину". Много ли устаревших НПА будет ликвидировано в рамках регуляторной гильотины? Есть ли сложности с этой работой? Как воспринимает пересмотр нормативной базы отраслевые сообщества?

- В области промышленной безопасности отменяется 10 постановлений правительства и 155 наших ведомственных приказов (нормы и правила). В области безопасности гидротехнических сооружений - 6 актов правительства и 20 ведомственных актов. Цифры достаточно большие. Взамен отменяемых нормативных правовых актов предусмотрена разработка Ростехнадзором новых постановлений и ведомственных нормативных правовых актов. Проекты мы уже отработали их с нашей рабочей группой, прошли рассмотрение на подкомиссии в правительстве и внесли их в кабмин.

Таким образом, общее количество нормативных актов должно снизиться в три раза. При этом я хочу обратить внимание, что почти 90% требований останутся, просто мы их приведем в более удобоваримую форму.

За последние шесть-семь лет мы обновили нормативную базу по вопросам промышленной безопасности как минимум на 90%. Требования, которые содержатся в нормативных актах, достаточно современные. Наша работа по реализации положений "регуляторной гильотины" облегчается тем, что основные требования мы с бизнес-сообществом обсуждали и раньше. И сейчас мы занимаемся лишь небольшими "донастройками". Здесь мы работаем достаточно эффективно и быстро, больших споров нет.

Не сомневаюсь, что к 1 января мы справимся с поставленной задачей и выпустим необходимые ведомственные документы по всем направлениям.

- Вы неоднократно выступали за реформирование законодательства в области использования экспертиз промбезопасности. Насколько я понимаю, этот аспект затронут и в новом законопроекте. Нашла ли инициатива понимание в отрасли?

- В России сейчас порядка 70% экспертиз в области промышленной безопасности связаны с продлением ресурса технических устройств. Во всем мире функции по продлению срока эксплуатации технического устройства принадлежат заводу-изготовителю - только он может брать на себя ответственность за такие решения. Предприятие знает свое изделие, материалы, из которых оно сделано, а также как оно себя ведет во время испытаний в разных средах.

У нас же решение о продлении срока эксплуатации технического устройства принимает так называемый независимый эксперт. Но достаточно ли знаний эксперта, который не участвовал в разработке и испытании этого изделия, чтобы взамен разработчика принимать решение о продлении его срока службы? Насколько это заключение объективно?

Нередко, начиная разбираться с экспертизами, мы видим, что подход к их проведению со стороны экспертов формальный - что называется, только печать поставить. И выходит, что для эксплуатирующей организации важно не фактическое проведение экспертизы и подтверждение, что изделие действительно можно эксплуатировать, а бумажка, с которой потом они пойдут отчитываться к нам.

Мы против такого подхода. Нам нужно, чтобы предприятие эксплуатировало абсолютно безопасный объект и несло за него ответственность. Поэтому у нас возникла идея перенести решение по продлению срока службы устройства на уровень компании. Мы обсуждали ее с бизнес-сообществом, там в целом поддержали наше предложение.

Хочу заметить, что речь не идет об отмене экспертизы промышленной безопасности. Мы лишь говорим, что нет обязательной экспертизы, а по желанию - пожалуйста. Главное, чтобы решение о продлении срока службы технического устройства осмысленно и ответственно принимало руководство эксплуатирующей организации.

В таком случае мы решим еще одну проблему - компании начнут привлекать высококвалифицированных специалистов в области экспертизы. Потому что тогда руководитель привлечет не самую дешевую организацию на рынке, а ту, которая действительно разберется, качественно проведет техническое диагностирование и на основании полученной информации даст материалы для дальнейшего принятия решения.

- Каким образом Ростехнадзор будет знать, что сама эксплуатирующая организация не подтасовала результат?

- Сейчас подтасовать проще. А мы пытаемся сделать так, чтобы руководитель много раз обдумал и оценил все риски, прежде чем решил поставить подпись под документом о продлении срока службы технического устройства. Ведь в таком случае, он будет нести персональную ответственность за это решение. Это первое.

Второе - мы таким образом хотим подтолкнуть менеджеров, отвечающих внутри компаний за финансы, быть в постоянном контакте со специалистами в области промышленной безопасности. И при необходимости принимать решение о замене устройства вместо того, чтобы рисковать и бесконечно продлевать его срок службы.

Сейчас в наших нормативных актах почти ничего нет об ответственности собственников. Поэтому, я считаю, нужно юридически вовлекать собственников в процесс организации промышленной безопасности на предприятии, чтобы это стало их прямой обязанностью.

Этот момент мы также предусмотрели в законопроекте "О промышленной безопасности". Мы предлагаем сделать службы контроля на предприятиях подотчетными, как минимум, советам директоров. Сейчас они подчиняются руководителю организации, которое эксплуатирует ОПО.

Такие условия должны быть прописаны в уставах и в законодательстве. И если вдруг произойдет какое-то событие, то уже ни собственник, ни члены совета директоров не скажут, что не знали о проблемах на предприятии.

- По поводу внедрения дистанционного мониторинга, который сейчас работает еще в тестовом режиме. Как продвигается работа по внедрению этой системы? Как себя показал пилотный проект? Довольны ли вы результатом, и что дальше?

- Мы уже в течение нескольких лет совместно с нашими поднадзорными организациями внедряем систему дистанционного мониторинга производственных процессов в разных отраслях: и нефтехимии, и переработке, в угольной отрасли. Активно работаем на эту тему и с "Газпромом".

До сегодняшнего дня мы изучали технические возможности системы и ее эффективность. Мы получили хорошие результаты и поняли, что с ее помощью можно получать всю необходимую нам информацию о состоянии опасного производственного объекта.

На следующем этапе мы планируем внедрить эту систему и сделать ее составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми. Основная идея - не проверять ту информацию, которую мы будем получать через систему дистанционного мониторинга. Чтобы априори считалось, что они проверены и мы нужную информацию получили. Для государства это большой плюс: не надо два раза делать одну работу. По тем же причинам это выгодно и предприятиям, кроме того, дистанционный мониторинг значительно снижает риск аварий, а в итоге это тоже деньги и зачастую огромные.

Мы ожидаем, что скоро выйдет постановление правительства по проведению эксперимента. Еще раз повторю, что суть этого постановления - уже не изучение технических возможностей, а правовое закрепление мероприятий.

Ещё есть система "Электронный инспектор". Это не менее интересная вещь, потому что 70% любой проверки - это изучение бумаг, которые находятся в эксплуатирующей организации. Их заполнение тоже занимает очень много времени. Мы хотим, чтобы с помощью этой программы документы создавались в личном кабинете в электронном виде, а система могла их проверять и указывать на ошибки. Запуск системы освободит наших инспекторов от рутинной деятельности и поможет сосредоточиться на работе, которая требует непосредственного участия человека. Поднадзорные организации в свою очередь, получат возможность осуществлять самопроверку в постоянном режиме, "забыть" что-то технически будет невозможно.

Немаловажен и ещё один момент. С компьютером нельзя "договориться", запуск цифровых решений значительно снижает риски совершения коррупционных преступлений.

- Когда системы дистанционного контроля должны заработать?

- Ростехнадзор уже длительное время во взаимодействии с поднадзорными организациями занимается апробацией элементов этих систем. Проектирование государственной системы "Цифровая платформа Ростехнадзора" завершено. Мы приступаем к её созданию, в настоящее время проходят процедуры размещения информации о соответствующем конкурсе. Сроки запуска первого этапа - середина 2021 года.

- А во сколько вы оцениваете затраты на создание этой системы и ее внедрение?

- Надо провести конкурс, изучить предложения, и тогда сумма будет понятна. Что касается внедрения, то цифры будут зависеть от масштабов предприятия, но абсолютно точно - критичными ни для кого не будут.