Реформа контрольной и надзорной деятельности ведется в России с 2017 года. За это время она успела трансформироваться, но не потерять своих первоначальных смыслов и целей. Так и сегодня главными задачами для нее  остаются – снижение адмистративных барьеров для бизнеса, повышение уровня безопасности, переход от репрессивного подхода к профилактике нарушений, повышение уровня системы госконтроля в целом.

В рамках бизнес-форума «Энергия возможностей» советник руководителя проектного офиса Алексей Пахомов, оценивая принятые законодательные акты, выделил несколько направлений, реализация которых должна привести к высоким результатам. Это систематизация и оптимизация видов контроля, приоритет профилактики по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям, необходимость реформирования института оценки результативности контрольно-надзорной деятельности.

Принятие ключевых законов контрольно-надзорной деятельности – одна из наиболее обсуждаемых тем последнего летнего месяца. Федеральные законы «о госконтроле» и «об обязательных требованиях» готовились при прямой экспертной и организационной поддержке проектного офиса реформы КНД, образованного в структуре Аналитического центра.

«В связке нормы о профилактике, о возможностях независимой оценки соблюдения обязательных требований и новая система оценки результативности и эффективности должны изменить саму идеологию контроля и надзора, создать систему «умного контроля», основанного на поддержке и стимулировании добросовестного поведения бизнеса с безусловным наличием у государства эффективных точечных механизмов контроля и надзора», – пояснил Алексей Пахомов.

В сфере регулирования гарантий и защиты прав бизнеса новый закон вводит новые институты, ранее мало урегулированные законодательством о контроле.

В этой связи заслуживает внимания институт досудебного обжалования результатов контрольно-надзорной деятельности.

«Анализ правовых норм, проведенный Аналитическим центром, позволяет сделать вывод, что ранее этот механизм в правовом регулировании был представлен, как правило, правовыми нормами административных регламентов, иных подзаконных актов. Отсутствовали единые принципы и нормы для досудебного обжалования, – уточнил Алексей Пахомов. – Законом устанавливается, что такой механизм должен быть создан в каждом виде контроля, кроме некоторых муниципальных».

В законе есть и иные новации, не такие масштабные, но в целом задающие тренд на выстраивание диалога инспектора и проверяемого. Например, возможность направить возражения на акт контрольного мероприятия и обязанность контрольного органа назначить в этом случае консультации для обсуждения оснований для возражений.

Напомним, проектный офис реформы КНД выполняет экспертную функцию по направлениям реформирования контрольной и надзорной деятельности, в том числе по темам внедрения риск-ориентированного подхода, внедрения оценки результативности и эффективности, цифровизации КНД, внедрения системы комплексной профилактики, отбора и анализа лучших практик, а также развития института досудебного обжалования результатов КНД.  Кроме того при активной экспертной и организационной поддержке проектного офиса реализуется механизм «регуляторная гильотина».