В России стартует эксперимент по электронному досудебному обжалованию решений контрольно-надзорных органов и результатов контрольных мероприятий. Аналитический центр выступает в качестве модератора рабочей группы участников проекта, а также берет на себя ряд экспертно-аналитических функций.

Помимо координации участников рабочей группы и мониторинга реализации проекта, Аналитический центр обеспечивает проведение экспертизы проекта в части используемых технических решений, архитектуры информационных систем, полноты учета функциональных требований, контроля соответствия разрабатываемых решений и проектной документации требованиям информационной безопасности, а также отвечает за проектирование визуального контента.

Также Аналитический центр разрабатывает концепцию анализа и применения информации, полученной в рамках досудебного решения споров, которая поможет дальнейшей оптимизации контрольной и надзорной деятельности в условиях цифровой трансформации общества.

Как рассказал заместитель руководителя Аналитического центра, руководитель Проектного офиса по реализации реформы контрольной и надзорной деятельности Михаил Прядильников, на нынешнем этапе работы речь идет о внедрении возможности обжаловать решения в области пожарного надзора, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, надзора в области промышленной безопасности, энергетического надзора, а также надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

В случае несогласия с решениями о назначении плановой или внеплановой проверки, с предписаниями об устранении нарушений, а также с принятием мер по недопущению вреда или прекращению его причинения граждане, индивидуальные предприниматели или целые организации смогут подать жалобу (обращение) через личный кабинет на портале Госуслуг, а их рассмотрение будет проводиться в государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности» (ГИС «ТОР КНД»).

Использование указанной ГИС обеспечит единый подход к системе досудебного урегулирования споров в различных органах власти, при этом будет учитываться специфика работы каждого ведомства, считают эксперты.

В рамках эксперимента предполагается разработать и апробировать единую цифровую платформу решения спорных ситуаций при взаимодействии граждан и бизнеса с контрольно-надзорными органами. Важнейшими принципами новой системы станут исключение необходимости очного взаимодействия контролируемого лица и контрольно-надзорного органа за счет полной цифровизации процесса, а также сокращение сроков рассмотрения жалоб и реагирования на них, подчеркнул Прядильников.

«Снижение административных барьеров и повышение эффективности действий контрольно-надзорных органов в современных условиях приобретают особое значение. По статистике, в 2019 году было подано более 506 тысяч жалоб на решения, действия или бездействие контрольно-надзорных органов, из которых удовлетворено было лишь 13,5%. При таких объемах работы оптимизация процесса просто необходима. Процедура электронного досудебного обжалования снизит судебные издержки, а оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, повысит качество контрольных мероприятий органов власти», – заключил Прядильников. 

Эксперимент завершится 30 июня 2021 года. В случае успешного прохождения проекта дистанционное обжалование решений контрольно-надзорных органов будет распространено на оставшиеся сферы государственного и муниципального контроля.