Плановые проверки бизнеса снижаются, но растут внеплановые при ЧП
Институт проблем правоприменения при Европейском университете подвел итоги реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) в 2016–2019 годах, изучив, как на практике реализованы обещания сокращения числа проверок бизнеса. Выяснилось, что снижение числа плановых мероприятий на 30% на три четверти обеспечила одна ФНС, остальные же ведомства демонстрируют большой разброс результатов. Внеплановые проверки сокращались еще медленнее, а их число по поручениям президента и правительства как реакция на резонансные происшествия активно росло, притом что именно они оказывают наиболее разрушительное влияние на бизнес. Впрочем, борьба с коронавирусом обещает прекратить эту практику.
После смещения акцента реформы КНД на запуск «регуляторной гильотины» власти почти перестали говорить о сокращении проверок бизнеса, и хотя в 2016–2018 годах оно было одним из приоритетов, его итоги правительство публично не подводило. Обобщили результаты этой работы в Институте проблем правоприменения (ИПП) при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Как отмечает исследование «Реформа КНД в 2016–2019 годах: промежуточные итоги», за четыре года число плановых проверок упало на 30%.
В основном, впрочем, результат обеспечила одна ФНС, сократившая число проверок вдвое, со 179 тыс. в 2016 году до 85 тыс. в 2019 году. Ее вклад в общий показатель составил 75%.
При этом, например, Роспотребнадзор, наоборот, нарастил число проверок на 22% (с 64,1 тыс. до 78,4 тыс.). С учетом внеплановых проверок общее сокращение выглядит еще скромнее: по данным Аналитического центра при правительстве (АЦ), оно составило 21,8% (с 2 млн до 1,66 млн) за четыре года. Среди тех, кто сократил проверки, замглавы АЦ Михаил Прядильников называет также Ространснадзор (вдвое) и Ростехнадзор (30,7%). Прирост наблюдается у МЧС (на 7,6%), Роспотребнадзора (на 14,5%), ФАС (на 58,9%) и ФТС (вдвое).
Впрочем, по мнению господина Прядильникова, само по себе количество проверок не определяет качество регуляторной среды — важно, «насколько они обременительны для бизнеса».
В последнее время, напоминает он, появились новые подходы в работе контролеров — электронные чек-листы и сервисы для самопроверки. В Минэкономики добавляют, что в 2017 году было проведено 1,78 млн проверок, в 2018 году — 1,64 млн, а в 2019-м показатель даже несколько вырос — до 1,66 млн. В ведомстве объясняют это тем, что в 2016–2018 годах (первый период надзорных каникул) снижение было достигнуто «без оценки риска деятельности». Второй же период надзорных каникул (2019–2020 годы), поясняют в Минэкономики, распространился на проверки только по видам контроля, где еще не внедрен новый подход.
Впрочем, в ИПП показывают тревожную тенденцию — рост числа проверок по поручениям правительства и президента (с 7% в 2016 году до 18,5% в 2019 году) как реакция на чрезвычайные или резонансные происшествия. По мнению ИПП, именно это оказывает наиболее разрушительное влияние на экономику в силу массовости в момент акцентирования внимания. Один из примеров — волна проверок торгово-развлекательных центров после трагедии в «Зимней вишне» в Кемерово. «Такие проверки спровоцированы моральной паникой, за которой, как правило, следует ужесточение регулирования и рост административной нагрузки»,— считают в ИПП. Лидерами по росту «чрезвычайных» проверок стали МЧС (3,6% в 2016 году, 20,6% в 2019 году), Роспотребнадзор (21,7% и 37,1%) и Ростехнадзор (4,5% и 14,7%).
Отметим, впрочем, что Белый дом де-факто также удваивает активность в борьбе с избыточным контролем. Так, подготовка запуска «регуляторной гильотины» вчера была усилена бывшим куратором реформы в аппарате правительства Юрием Любимовым — он назначен замглавы Минюста, на который легла большая часть нагрузки по пересмотру обязательных требований (см. “Ъ” от 30 января). Текущую же активность контролеров правительство намерено снижать в рамках «антикоронавирусного» плана (см. “Ъ” от 16 марта). Он, напомним, обещает как резкое сокращение числа проверок, так и дерегулирование ряда отраслей.