Что такое «Регуляторная гильотина»?

Этот термин означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять — соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются. Не секрет, что этих норм чересчур много — в действующих нормативных актах содержатся более 2 миллионов обязательных требований. Более того, среди них до сих пор встречаются те, что были приняты еще при СССР. При нынешнем уровне технологического развития это является одним из основных препятствий для развития бизнеса, при этом не достигается ключевая цель этих требований — безопасность людей.

Именно поэтому Правительство приняло решение провести «регуляторную гильотину». К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен быть полностью заменён на новые. Это позволит существенно сократить административную нагрузку на бизнес — с одной стороны, а с другой — повысить уровень безопасности потребителей.

Цели реформы

Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она будет проводиться с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

Работа ведётся в двух направлениях:
1) построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу.
2) установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.

Ход реформы

В рамках «дорожной карты» федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля и надзора, должны подготовить новую структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля/надзора. Также должны быть подготовлены проекты федеральных законов, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утверждённый Правительством Российской Федерации
Результаты в 2019 году
  • Разработка федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях»
  • Разработка и согласование нового нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений, включая проекты федеральных законов и подзаконные акты
  • Отмена нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) с отлагательным сроком (с 1 января 2021 года)
Результаты в 2020 году
  • Принятие нового нормативного регулирования во всех сферах общественных отношений
Новая система законодательства будет подготовлена к 1 января 2021 года

Участники «Регуляторной гильотины»

Ключевые законопроекты

В осеннюю сессию 2019 г. планируется внести в Государственную Думу проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он предусматривает: закрепление применения риск-ориентированного подхода; возможности применения альтернативных инструментов регулирования; статус участников контрольно-надзорного производства; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иных мер по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора.

В этот же период запланировано внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об обязательных требованиях, который должен однозначно определить само понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, определить сферы общественных отношений, в рамках которых должны группироваться обязательные требования и соответствующие им виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Команда реформы

Константин Чуйченко
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Юрий Любимов
Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Савва Шипов
Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Алексей Херсонцев
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – Руководитель Росаккредитации
Екатерина Салугина-Сороковая
Директор Департамента регуляторной политики Правительства Российской Федерации
Александр Брагин
Директор Аналитического центра «Форум»
Владислав Онищенко
Руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
Михаил Прядильников
Заместитель Руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Документы

План мероприятий ("дорожная карта") по реализации механизма "регуляторной гильотины" Методика исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" Перечень органов власти и видов контроля, в отношении которых в первоочередном порядке будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины» Порядок подготовки и принятия правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года №1200 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации») Состав подгруппы по вопросам материально-правового обеспечения реализации механизма «регуляторной гильотины» при рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Состав подгруппы по вопросам процессуально-правового обеспечения реализации механизма «регуляторной гильотины» при рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Составы рабочих групп Все документы
Рассказать про абсурд